Ремонт шиферной кровли: заделываем распространенные повреждения
- Характеристики и особенности шиферных изделий
- Виды повреждений
- Ремонт шиферной крыши
- Герметизация неплотных мест наложения шиферных листов
- Заделка трещин
- Замена старых листов новыми
Шифер считается достаточно долговечным кровельным материалом, но все-таки со временем и ему может потребоваться ремонт. Новая крыша всегда связана с затратами. Если же периодически осматривать старую, очищать ее от скопившегося мусора, можно вовремя заметить маленькие повреждения – трещины или щели. В этом случае, не прибегая к радикальным мерам, можно будет продлить ей жизнь еще примерно на десяток лет.
Известные технологии ремонта шиферной кровли в обычных ситуациях сводятся к применению специальных защитных средств, позволяющих заделывать образующиеся трещины или накладывать заплатки на сколотые участки. При обнаружении сильно повреждённых листов кровельного материала они заменяются новыми заготовками, монтируемыми в соответствии с требованиями строительных нормативов.
При капитальном ремонте шиферной кровли обследованию и замене подлежат не только листы защитного материала, но и сама стропильная конструкция (включая мауэрлат и каркас обрешётки).
Характеристики и особенности шиферных изделий ↑
Шифер – это сравнительно тяжёлый и достаточно прочный кровельный материал волнообразной формы, изготавливаемый на основе волокнистого асбеста и цемента. Заготовки этого материала имеют вполне конкретные размеры и выпускаются с тем расчётом, чтобы смонтированное на их основе покрытие надёжно защищало подкровельное пространство.
При их выпуске также учитываются требования, касающиеся удобства ремонта шифера и лёгкости замены повреждённых листов новыми изделиями. Указанные свойства неразрывно связаны с особенностями структурой самого материала (с размером волны – в частности) и оказывают существенное влияние на прочностные показатели шиферного покрытия.Различают несколько видов строительного шифера, из которых при ремонтных работах применяется лишь две его разновидности. Это – усиленный волнистый материал (ВУ) и шифер унифицированный (УВ).
К особенностям стандартного шиферного покрытия следует отнести:
- низкий уровень теплопроводности и устойчивость к влаге;
- огнестойкость;
- достаточно длительные сроки службы.
Виды повреждений ↑
Основной причиной возможных разрушений шиферных покрытий являются: нарушение правил эксплуатации и обслуживания кровли и случайные попадания на неё сторонних тяжелых предметов.
В данных ситуациях специальных пояснений обычно не требуется; гораздо сложнее определиться с источником дефекта, когда повреждения проявляются в виде небольших трещин или едва различимых микроскопических изъянов. Они могут быть вызваны следующими причинами:
- Нарушение приёмов хранения шифера (формирование слишком больших стопок);.
- Случайные повреждения во время переноски и последующего подъёма к месту монтажа.
- Отклонения от инструкции при укладке и креплении листов. Повреждения, которые образуются в процессе настила шиферной крыши, например, при чрезмерном давлении крепежных элементов, соединяющих листы материала с основанием, могут образоваться трещины. Шифер может также растрескаться, если отверстие под крепежный винт имеет диаметр окажется меньше положенного – рекомендованный диаметр на 3 мм больше, чем его значение у винта.
- Образование влажных застоев, со временем разрушающих наружный слой шифера;
- Повреждения, образовавшиеся в ходе эксплуатации кровли: растрескивание механического воздействия, скажем, при установке на крыше антенны или от колебаний температуры.
- Зарастание поверхности шиферной кровли мхом и лишайниками, в результате чего, теряется внешний вид, и кровля начинает постепенно разрушаться.
- Скопление больших снежных масс, под давлением которых материал покрытия начинает растрескиваться.
Помимо этого, под воздействием влаги и перепада температур листовые заготовки могут деформироваться и изменять свои геометрические размеры. В этом случае правильно выдержанный зазор позволяет уберечь их от разрушения при перемещении в пределах температурных расширений.
Чтобы грамотно провести ремонт шиферной крыши, прежде нужно понять, какие причины могли вызвать то или иное повреждение.
Ремонт шиферной крыши ↑
Ремонтные материалы и составы ↑
Прежде чем заделать дырки и трещины – стоит ознакомиться с перечнем специальных составов, применяемых для этих целей. При мелком ремонте, состоящем в устранении микроскопических повреждений, чаще всего используются следующие восстановительные средства:
- изготовленная своими руками замазка, состоящая из смеси мелко растолчённого мела и олифы. После её применения поверх ремонтного состава наносится слой масляной краски, выполняющий чисто защитную функцию;
- специальные виды герметиков, изготавливаемые из битума;
- жидкие составы на основе битумных компонентов, при обращении с которыми потребуются определённые навыки. При работе с такой мастикой необходима предельная осторожность в плане соблюдения требования пожарного режима (температура плавления вара составляет примерно 150 °С);
- наплавляемые покрытия;
- ремонтные средства ленточного типа.
При проведении восстановительных работ с заготовками, на которых обнаружены трещины значительной величины, специалисты рекомендуют сначала заделывать их специальной лентой для ремонта шифера.
Способы восстановления с применением специальных защитных средств ↑
Одним из наиболее распространённых ремонтных материалов является специализированное рулонное покрытие с нанесённым с одной из сторон самоклеящимся битумно-полимерным слоем (ризолин). В различных его исполнениях в качестве защитного покрытия, нанесённого на вторую сторону, используется тонкий слой фольги из алюминия или меди (тип «Ф»). Известны также образцы этого строительного продукта, в которых за основу наружного слоя берётся полипропилен (тип «П»).
Отдельные представители ремонтного материала могут иметь самоклеящийся слой с обеих из рабочих сторон (тип» А»).
Для ремонта шифера применяются определённые виды гидроизоляционного материала (чаще всего – образцы с маркировками «П» и «Ф»). Основное его достоинство состоит в том, что этот материал может настилаться без применения специального инструмента и допускает работу с ним практически в любых производственных условиях.
Ремонт шиферной крыши ризолином осуществляется в следующей последовательности:
- Сначала производится раскладка материала, поставляемого в виде рулона стандартного размера.
- Затем с его рабочей поверхности удаляется пленка, после чего подготовленный по размеру заплатки отрезок рулона своей клейкой стороной раскладывается на ремонтируемый участок.
- На завершающей стадии работ с целью улучшения сцепления между восстанавливаемой поверхностью и ризолиновой заплатой последняя прокатывается специальным валиком.
Ещё одним достаточно распространённым способом восстановления поверхности крыши является ремонт шиферной кровли наплавляемыми материалами. К разряду таких ремонтных структур, следует отнести рубероиды с основой из стеклохолста, имеющие битумно-полимерное покрытие с обеих сторон.
Восстановление шиферной поверхности этим методом состоит в разогреве изнанки наплавляемого материала посредством газовой горелки и последующем приклеивании его к поврежденному участку. Расплавленная битумная структура обеспечивает прекрасную адгезию с фактурой восстанавливаемого шиферного листа и гарантирует получение прочной заплаты.
Герметизация неплотных мест наложения шиферных листов ↑
Ремонт шиферной крыши при обнаружении неплотного прилежания листов шифера друг к другу проводят при помощи различных замазок и мастик.
Мастику из тугоплавкого битума можно приготовить самостоятельно – конечно, при условии строгого соблюдения всех правил безопасности – противопожарной и личной.
Как приготовить мастику ↑
В прочной посуде на медленном огне при температуре порядка 220⁰C плавят мелкорубленый 47-процентый тугоплавкий битум. В какой-нибудь жестяной баночке предварительно пробиваю отверстия и с ее помощью удаляют пену и всевозможные примеси. Битум продолжают плавить пока не прекратится образовываться пена и вода полностью не испарится. Затем его относят на некоторое расстояние, порядка 5 м, и смешивают маленькими порциями с 28% растворителем. Тщательно перемешивая, в массу добавляют 13% волокнистый наполнитель, который предварительно нагревают до 110°C. В процессе приготовления мастики температура смеси не должна опускаться ниже 90°C.
Как нанести ↑
Горячая мастика наносится при помощи шпателя, кельмы или штукатурной лопатки. Место «заплатки» тщательно разглаживают, чтобы не дать воде задержаться на поверхности, и закрашивают масляной краской.
Заделка трещин ↑
- Небольшие трещинки замазывают при помощи битумной мастики или меловой замазки, приготовленной из смеси мела и олифы.
- Трещины покрупнее обычно заделывают при помощи заплаток из ткани. Хотя в последнее время все чаще для этих целей используют не менее эффективную специально приготовленной смеси.
Для приготовления ремонтной смеси тщательно перемешивают цемент вместе с распущенным асбестом (соотношение 1:3). В конце добавляют также ПВА, разведенный в равном соотношении с водой, и доводят смесь до консистенции сметаны.
При использовании водоэмульсионной краски, разводить водой ее не нужно.
Крышу до начала ремонта подготавливают: обметают занесенные землей участки, очищают места, покрытые лишайниками и прочее. Затем ее моют водой, используя для этого водопроводный шланг. Особого внимания требуют участки с трещинами – при их промывании используют жесткую щетку или металлический ершик. Крышу просушивают и грунтуют клеем ПВА, разведенным водой (соотношение по объему 1:3).
Все повреждения крыши покрывают этой смесью самое меньшее за два прохода – толщина полученного слоя должна получиться не менее 2 мм. Для покраски листов шифера больше всего подходит широкая малярная кисть.
Для удобства ее можно снабдить длинной ручкой.
Ремонт рекомендуется проводить в пасмурную погоду.
- Пробоины замазывают замазкой приготовленной из взятых в равных частях цемента и мелкого песка. Чтобы избежать возможных трещин, в смесь добавляют еще 0,5 части стеклянной ваты (мелко нарубленной) или шерстяных очесов. Затем ремонтируемый участок тщательно заглаживают.
Замена старых листов новыми ↑
Иногда ремонт крыши из шифера требует замены его листов. Если их достаточно много, при замене их разбирают по направлению от конька к карнизу. Поврежденные листы заменяют по следующей схеме.
При замене листов шифера, необходимо вытянуть с поврежденного прибитые гвозди, потом приподнять немного верхний шиферный лист и вытянуть треснувший. На его место устанавливают целый лист шифера.
При удалении гвоздей с помощью гвоздодера, под него подкладывают доску.
При отсутствии целого шиферного листа поверх трещины укладывают кусок шифера требуемого размера. Необходимо, чтобы при этом он перекрывал трещину или повреждение с двух сторон одной волной. В этом случае вода точно не попадет на поврежденное место.
Для этого аналогично приподымают верхний лист и вставляют часть целого поверх поврежденного шифера. Замененный лист шифера прибивают на тех же местах при помощи шиферных гвоздей.
В заключении отметим, что мелкий ремонт шифера на крыше любого дома вполне по силам хорошо подготовленному к этому мероприятию человеку. Главное – это основательно проработать все рассмотренные выше материалы и с полной ответственностью отнестись к предстоящему ремонту.
В отличие от него, полное обновление шиферного покрытия, как правило, организуется в случае, когда суммарный объём повреждений достигает 40% от площади всей крыши.
© 2021 styleskrov.ru